GPS - вы готовы к ошибкам и недостаткам?
В предыдущей статье мы ознакомились с основами работы спутниковой системы навигации и прошли краткий курс истории NAVSTAR GPS. Но не всё в порядке в датском королевстве, вернее, в американской системе NAVSTAR GPS. Любая модель имеет свои недостатки или просчёты, которые очень трудно исправить, а порою и просто невозможно.
Теперь давайте рассмотрим недостатки GPS, а также других систем спутниковой навигации. Рабочая частота GPS лежит в дециметровом диапазоне радиоволн, из этого вытекает несколько основных недостатков GPS-приёмников.
1. Уровень приёма сигнала от спутников может существенно ухудшиться из-за густой листвы. Получается, что в лесу так же просто заблудиться, используя навигатор GPS, как и не используя его. Поэтому, для того чтобы свериться с показаниями навигатора, если вы передвигаетесь на своём джипе под кронами деревьев по лесным тропкам, лучше всего выехать на открытую поляну. Иначе этот Сусанин заведёт вас в какое-нибудь болото.
2. Если небо заволокло тяжёлыми свинцовыми тучами, то лучше сверяйте направление по компасу, ибо навигатор будет получать искажённые сигналы. Нет, в направлении он, конечно, не ошибётся, но точности, какая бывает при ясной погоде, вы не увидите.
3. Под железобетонными перекрытиями сигнал также будет существенно искажённым, но навряд ли это покажется кому-нибудь из автомобилистов серьёзной проблемой. Под бетоном автомобили проезжают разве что в тоннелях, но там не заблудишься — хотя в Москве есть такие тоннели, где не грех заблудиться и опытному москвичу. В их перекрёстных мирах можно не просто заблудиться, там можно жить, не выходя в мир. К слову, российская система ГЛОНАСС должна видеть и в тоннелях, но пока она ещё полноценно не работает. Когда все её сегменты будут в сборе — тогда и посмотрим.
Кроме вышеперечисленных недостатков GPS, в которых виноват рабочий диапазон радиоволн, в список можно внести и ошибки другой природы. Так, например, если вы на своём автомобиле проезжаете поблизости от мощной радиовышки, то можете не сомневаться — показания вашего навигатора будут неверными. Помехи от некоторых радиоисточников на земле могут сильно исказить сигнал, принимаемый GPS-приёмником.
Не знаю, мешают ли сотовые, но вспомните полёт в самолёте — пассажиров заставляют отключать телефоны, так как они искажают сигналы, принимаемые бортовыми приёмниками. Так же действуют на GPS-приёмники и магнитные бури, поэтому нужно всегда следить за прогнозом погоды — эти незаметные глазу бури плохо сказываются не только на человеческом организме.
Ещё одним недостатком NAVSTAR GPS является то, что невысокое наклонение орбит спутников ухудшает точность определения местонахождения объекта в приполярных областях. Это происходит из-за того, что спутники невысоко поднимаются над горизонтом.
Но все эти недостатки можно отнести к любой системе такого рода, основанной на тех же принципах: ГЛОНАСС, «Галилео», «Бэйдоу»… А вот главным недостатком американской спутниковой системы навигации является то, что GPS полностью зависит от министерства обороны США.
В системе GPS существуют два сектора: военный и гражданский. Военные приемники GPS способны принимать дополнительные спутниковые сигналы, которые не видны гражданским приемникам. С помощью этой технологии военные пользователи системы могут получить ряд преимуществ. Кроме того, центр управления GPS может включить режим «селективного доступа», который либо снижает точность гражданского приемника GPS, либо «отключает» гражданский сегмент GPS вообще или в каком-то районе Земли.
К счастью, в 2000 году по приказу Б. Клинтона «селективный доступ» был упразднён и точность определения для гражданских приёмников была увеличена до 20 метров.