Кто открыл для россиян «Славное море, священный Байкал»? Вильгельм Наполеонович Гартевельд
Мимоходом в одной из статей было названо имя, которое заслуживает, право слово, более подробного рассказа. Речь идет о Хартевельде Юлиусе Наполеоне Вильгельме. Швед по рождению, он получил консерваторское образование в Лейпциге и сразу после этого переехал в Россию, будучи влюбленным в русскую музыку и в русскую культуру вообще.
Через три года на российской сцене была показана опера Вильгельма Наполеоновича Гартевельда «Песнь торжествующей любви» по мотивам произведений И. С. Тургенева, не принесшая, впрочем, славы композитору. Но отечественная музыкальная культура многим обязана этому человеку, который изъездил всю страну, собирая тюремные и каторжные песни, и к тому же оставил интересные записи о своих путешествиях.
Из всех российских городов особого отношения В. Н. Гартевельда был удостоен Челябинск, о котором он высказался так: «Мне пришлось побывать во всех городах европейской и азиатской России, был я и на Кавказе, но, смело ручаюсь, что ни один город не носит такой поразительной и исключительной физиономии, как Челябинск. Если вы читали гениальные рассказы Брет-Гарта из жизни и нравов дальнего запада Америки, то вы получите представление о нравах в Челябинске. Это какой-то «вольный город» для которого закон не писан… Закон каждый носит с собой в кармане в виде браунинга, так как с наступлением темноты без такого «аргумента» никто на улицу не выходит… У меня посейчас хранится афиша концерта, где напечатано, что «для безопасности публики по возвращении ее домой из концерта будет выставлена воинская охрана».
Газета «Сибирский листок» летом 1908 года сообщала о приезде господина Гартевельда в Тобольск, «игра которого на рояли так понравилась тоболякам, когда он был здесь недавно с оперными артистами…». Возвращаясь из путешествий, Вильгельм Наполеонович давал концерты, на которых исполнялись собранные и обработанные им произведения каторжного фольклора, и с этой целью организовал в Москве ансамбль, а затем выпустил книгу «Каторга и бродяги Сибири».
В 1910 году он подготовил спектакль «Песни каторжан в лицах», премьера которого должна была состояться с саду «Эрмитаж», но за несколько дней была запрещена цензурой. Не поддавшись унынию в результате этой неудачи, Вильгельм Наполеонович продолжил свою деятельность по пропаганде песен политкаторжан и ссыльных. В 1912 в больших залах Благородного собрания Петербурга и Москвы, а затем и в других городах провел циклы «Исторических концертов», в которых исполнялись собранные им «песни времен нашествия Наполеона».
Не приложи Гартенвельд своих стараний, не знали бы мы сегодня ни «Славное море, священный Байкал», ни знаменитого «Кандального марша», ни «О чем задумался, служивый». Печально, конечно, что в Российском государственном архиве фонодокументов добрая половина этих песен не поддается воспроизведению, хотя кое-что из записей все же сохранилось.
А потом грянула революция, и Вильгельм Наполеонович, так неустанно собиравший музыкальное наследие политкаторжан, покинул Россию навсегда, отбыв сначала в Константинополь, а затем — на родину, в Стокгольм, где и скончался в 1927 году. А собранные им песни до сих пор звучат!