Стюарты - несчастливые короли. Как правили Джеймсы?
Во многих исследованиях приходится читать о трудном детстве Ивана Грозного. Бояре между собой грызутся, а малолетнего царя ни во что не ставят. У Джеймсов II и V — то же самое, и не легче.
Детские годы короля Джеймса II прошли на фоне грызни между Ливингстонами и Криктонами. Потом Ливингстоны Криктонов загрызли и стали Шотландией рулить, как хотели. В 1450-м, когда королю исполнилось 20 лет, он приказал главных Ливингстонов казнить, а второстепенных просто оставить без средств к существованию. Но вскоре у Джеймса II появились противники с гораздо более громкой фамилией.
Королю, как это обычно бывает, вечно не хватает денег на самые насущные нужды. А его троюродный брат Уильям Дуглас — просто шикует. Королевский двор — жалкое убожество по сравнению с роскошным двором Чёрного графа. Да ещё плюс к тому — кузен Уильям всего на пять лет старше, но уже прославленный полководец.
В общем, когда граф Дуглас совершал паломничество в Рим, король захватил большую часть его владений. Дуглас из Рима вернулся, королевских администраторов и королевские войска повыгонял и заявил о своём неповиновении короне.
Джеймс II провёл мероприятие, которое — по его разумению — должно было как урегулировать отношения с кланом Дугласов, так и способствовать усилению его собственной команды. Пригласил графа на переговоры, выдав письменную гарантию безопасности, и заколол кинжалом. Вернее, не заколол, а только ударил, добивать графа должны были приближённые короля, что, конечно, благотворно повлияло на сплочённость трудового коллектива.
Четверо братьев графа Дугласа сожгли прекрасный город Стёлинг, осадили короля в замке, засунули его грамоту под хвост лошади, но в общем и целом действовали нерешительно.
Король Джеймс II продолжал счастливо править, в то время как по южной Шотландии бродила враждебная армия Чёрных Дугласов, гораздо более сильная, чем его собственная.
На этом, в принципе, Стюарты могли бы и закончиться, если бы Чёрных Дугласов не разгромил Красный Дуглас, граф Ангус. Почему он принял сторону короля — тема хоть для исторического исследования, хоть для романа. Вообще, этот человек — клад для любителей исторических развилок, три раза у него была возможность перевернуть всю историю Шотландии и один раз — Англии.
Закончилось правление Джеймса II совершенно по-дурацки. Решив поддержать родственников Ланкастеров в их борьбе с Йорками, король Шотландии осадил замок Роксбург. Осада шла своим чередом — ни шатко, ни валко. Полюбоваться на действо прибыла королева. Молодой король в честь любимой супруги решил самолично устроить салют из самой большой пушки. Пушку разорвало на части, а вместе с ней и короля.
Новому королю Джеймсу III — восемь лет.
Не всем это понравилось, но граф Ангус возложил корону на голову Джеймса и сказал:
— Пусть кто-нибудь попробует теперь её снять.
Перечить Красному Дугласу не решились. В принципе, он мог с таким же успехом надеть корону и себе на голову. Впрочем, Джордж Дуглас больше склонялся к тому, чтобы стать английским герцогом, и вёл об этом переговоры с беглым королём Генрихом VI.
За власть в Шотландии боролись две группировки. Одну возглавляла королева-мать, Мэри Гелдернская, другую — епископ Кеннеди. Можно надеяться, что лидеры противостоящих группировок относились к юному королю хорошо.
Джеймсу III было предсказано, что он погибнет от руки близкого родственника. Поэтому, став взрослым, он заточил своих братьев — одного в Эдинбургском замке, в центре столицы, другого — в Крейгмилларе, на окраине. В замке Крейгмиллар охрана хорошо справлялась со своими обязанностями — Джон Стюарт, граф Мар, вскоре умер при невыясненных обстоятельствах. А в главной цитадели королевства — полные разгильдяи, Александр Стюарт, герцог Олбани, бежал из-под стражи.
Вроде как правление начиналось хорошо, в королевстве наводился порядок, центральная власть усиливалась. Естественно, такое дело закончилось Лодерским мятежом. Причём главным зачинщиком был Арчибальд Дуглас, граф Ангус, сын того графа Ангуса, который возложил корону на голову юного Джеймса.
Королевские фавориты были растерзаны, сам король арестован и отстранён от власти. Тут, кстати, беглый брат вернулся из-за границы. И предложил лордам называть его просто — Александр Четвёртый.
Путём бешено хитроумных интриг Джеймсу III удалось освободиться из-под стражи, снова взять власть в свои руки, а братика амбициозного изгнать из королевства.
Но в 1488-м — новый мятеж.
Местность вокруг Стёлинга испещрена ручьями. Самый знаменитый из них — Бэннокберн. Но достаточно известен и Сочиберн. На берегах этого ручья произошла битва между армией короля Джеймса III и войском мятежников принца Джеймса.
Предсказание, как это обычно бывает, сбылось не впрямую. Не сын лично убил отца, но то, что это сделал один из воинов принца, не подлежит сомнению.
Так взошёл на трон король Джеймс IV. Он чувствовал моральную ответственность за случившееся и в качестве покаяния всю жизнь носил на теле вериги.
Если бы не это тёмное пятно, его правление можно было бы назвать удачным.
И если бы в 1513-м его не понесло на Флодденское поле.
Прислушался ли он к уговорам французских союзников, повёлся ли на предоставившийся случай безнаказанно пограбить Нортумбрию (голубая мечта большинства королей пиктов и скоттов), но разорвал наладившиеся отношения с Англией и отправился воевать. Кстати, французские союзнички и тут помогли так же, как помогали на протяжении последних двухсот лет. Прислали небольшой отряд наёмников в помощь и преподали последнее слово военной техники — длинные пики. Такие пятиметровые орудия труда использовали швейцарцы — и с большим успехом. Но им соответствовала тактика и структура швейцарского войска — это во-первых, а во-вторых — в начале XVI века длинные пики стали уже анахронизмом.
Мало того, что Джеймс IV сам погиб в битве на Флодденском поле, мало того, что угробил всю шотландскую армию и почти всех шотландских рыцарей. Он ещё подложил хорошую свинью своему сыну и наследнику.
Королевы Шотландии, жёны Джеймсов Стюартов, обычно становились вдовами в молодом возрасте. Но редко кто из них долго оставался в этом качестве. Королеве Маргарет было двадцать четыре года. Уже в 1514-м она стала графиней Ангус. Правда, достаточно скоро её отношения с новым мужем стали плохими, а там и вообще враждебными.
В 1517-м королева (графиня) Маргарет подала на развод. Римско-шотландские бюрократы долго тянули волынку и развели эту пару только в 1527-м, через десять лет. А отношения между супругами были такие, что они снаряжали друг против друга небольшие армии и воевали. Особенно известно сражение при Линлитгоу Бридж (мост через реку Эйвон, давшую название косметической фирме), где сторонники графа Ангус разгромили армию его супруги.
Так вот, Арчибальд Дуглас, граф Ангус, в 1525 году совершил государственный переворот. Забрал власть в свои руки, а главное — захватил пасынка Джеймса, которого несколько лет держал в Эдинбурге под надзором, фактически — под арестом.
Впоследствии король Джеймс V до того ненавидел всех Дугласов, что особым королевским указом людям, носившим эту фамилию, было запрещено приближаться к резиденции короля ближе, чем на семь миль. Было, правда, одно исключение — его сводная сестра Маргарет.
В 1528-м пятнадцатилетний Джеймс сумел от отчима удрать. Юный король сразу нашёл приверженцев, Арчибальд Дуглас был смещён со всех постов и изгнан. Но государственную казну граф сумел опустошить почти полностью.
Теперь — 1542-й.
Джеймс V любил жениться на француженках и ненавидел Дугласов. А ещё он ненавидел англичан — несколько странно для родного внука английского короля Генриха VII, но что поделаешь. Следствием этого была враждебная Англии политика, а закончилось всё тем, что дядя Генрих (VIII) решил сурово наказать племянника.
В первом сражении шотландская армия под командованием графа Хантли англичан победила. Но выиграть сражение и выиграть войну — разные вещи. Король графа от командования отстранил и сам во главе армии двинулся навстречу врагу. Но шотландские лорды не могли простить его покойному отцу Флоддена, многие из них задавались вопросом: чего ради они должны сражаться против англичан? Королю чуть не за шиворот приходилось вытаскивать лордов из их замков и заставлять присоединиться к армии.
После первой же небольшой стычки при Соллуэй-Моссе вся почти шотландская армия дезертировала. Король уехал в свой Фолклендский дворец, где и умер от нервного расстройства в возрасте тридцати лет.
Прав Вячеслав Мартин, несчастливые короли — Стюарты.