Cимпосион эллинов. Что это такое?

Человек, который ест в одиночку, просто наполняет мешок под названием желудок… (Платон, древнегреческий философ)

Очень часто по разным поводам и без оных люди придумывают ритуалы, которые должны проводиться в соответствии с набором определенных правил. Один из таких ритуалов — древнегреческая совместная трапеза, или симпосион.

Эллины устраивали дружеские пирушки непременно в компаниях близких по духу людей или товарищей. Товарищ — греческое слово синтрофос (σύντροφος) — переводится как «человек, с которым ты вместе кушаешь».

В греческой трапезе могли участвовать от 3 до 9 синтрофосов, то есть их должно было быть не меньше числа харит, но не больше числа муз. (Напомню, в древнегреческой мифологии три хариты — это богини веселья и радости, а девять муз (дочерей Зевса) — богини, покровительствующие искусствам и наукам. )

Пирующие обычно возлежали на специальных ложах — апоклинтрах. Эти кресла-лежанки были сделаны таким образом, что участникам трапезы совсем не нужно было двигаться. Они опирались на левую часть тела. В Элладе традиция на обеденные ложа появилась на триста лет раньше того, как она стала популярной в древнем Риме. Лежаки были богато украшены слоновой костью, бронзой и панцирями черепах. Для особо богатых домов их инкрустировали драгоценными каменьями и жемчугом разного цвета.

Гости, которых пригласили на трапезу, перед этим событием мылись, натирались благовониями и тщательно одевались. Они никогда не опаздывали к назначенному часу. Число лежанок могло варьироваться. Ложа обычно покрывались красивыми покрывалами и были достаточно высокими. Чтобы взобраться на апоклинтр, гостям предлагали небольшие скамеечки. Ложа располагали так, чтобы приблизить всех гостей друг к другу: либо полукругом, либо в виде подковы. Столы были вначале квадратные, потом круглые, они были значительно ниже лежаков. Кроме того, каждое ложе имело свой небольшой столик.

Гостей размещали согласно субординации. Самые почетные гости располагались справа от хозяина, наименее почитаемые размещались в дальнем конце помещения. Приглашенные часто ссорились, кому какое место занять. Мудрый Плутарх в своих сочинениях советовал хозяину во избежание недоразумений самому определить место для каждого гостя.

При входе каждый приглашенный снимал обувь, рабы омывали гостям ноги. Затем появлялись столы со снедью, пир начинался. Никакими столовыми приборами гости не пользовались: ложек и вилок тогда еще не существовало, еду брали с подносов руками. На головах у пирующих красовались венки, перед началом трапезы полагалось омыть руки в специальном сосуде. Перед вкушением первого кубка вина часть его выливались на пол, это символизировало жертву богам. После этого можно было приступить к угощениям. Гости брали пищу руками, а объедки бросали на пол.

Каждый гость мог привести с собой своего слугу-раба. Если он этого не делал, то ему прислуживали хозяйские рабы. Для того чтобы присматривать за всеми рабами — своими и чужими — назначался специальный надсмотрщик.

На каждом пиру виночерпиями были привлекательные молодые люди и самые красивые девушки. Они имели приказание от хозяина ни в чем не отказывать синтрофосам. Они наносили косметику на лицо, румянились, подстригали волосы особым образом. Их «безотказная» одежда состояла из прозрачных туник, более коротких в передней части. Историки полагают, что увлечение привлекательными рабами и красавицами-рабынями привело к тому, что скамьи и стулья были заменены на ложа…

После принятия пищи и многократных возлияний начиналась сама беседа. Перед началом ее участникам подавали вино в трех чашах, где вино надлежало разбавить водой. Из одного кратера вино жертвовалось богам, из второго — Зевсу, из третьего — героям.

Эти жертвоприношения проходили очень торжественно, под звуки флейты. Для этой цели приглашали флейтисток, которые до конца трапезы развлекали гостей своей игрой.

Для организации беседы выбирали верховного распорядителя — симпосиарха, в задачу которого входило определять тематику беседы, следить за состязанием кто больше выпьет кубков вина, как наградить победителя. Беседы шли на литературные или философские темы. Наиболее выделялись те гости, которые смогли удачно скаламбурить, добавить меткое замечание или сочинить короткий стих.

Описания таких бесед во время трапезы можно найти у многих древнегреческих писателей и философов. Например, Платон в своем произведении «Пир» описал философскую беседу, где обсуждался вопрос об истинной любви. Как всегда, главным действующим лицом этого произведения был Сократ. Древнегреческий философ Плутарх создал отдельное произведение «Застольные беседы», которое являет собой примеры обсуждения различных тем во время пирушек.

Однако не следует думать, что во время трапез эллины были заняты только высокоинтеллектуальными беседами. Это не так. Они были обычными людьми, и ничто человеческое им было не чуждо. Например, в порыве безудержного веселья они начинали с удовольствием колотить об пол посуду. Еще одним из развлечений было то, что после возлияний они могли написать на стенах, глиняных чашах и блюдах всякие фривольности. Я нашла такую забавную информацию: при раскопках одного древнегреческого дома археологи обнаружили на осколках чаш для питья вина (киликах) надписи, сделанные пьяненькими греками. Надписи прочли, оказалось, что 95% процентов содержания было откровенно неблагопристойным!

Греки умели наслаждаться жизнью. На симпосионах подавалась изысканная еда. Легкие вина будоражили кровь. Завязывались интересные философские беседы с товарищами по трапезе. Это для души. Сладкая музыка флейтисток услаждала слух.

Не забывали сотрапезники и о плотских утехах, имея перед глазами красивых рабынь в «безотказной униформе».




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: